Кленовый городПятница, 26.04.2024, 02:55

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
«Копай глубже, смотри лучше, исправляй ошибки, ныряй в глубину, проходи сквозь стены, зажигай солнце, приветствуй будущее!» Пол Торренс
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [3]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 315

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Сытый Тузик

Форма входа

Главная » Статьи » Мои статьи

Творческие задания и их роль в формировании познавательных интересов младших школьников на уроках литературного чтения

Творческие задания и их роль в формировании познавательных интересов младших школьников на уроках литературного чтения                                                                Галина Дмитриевна Дегтерёва,                                                             

  учитель начальных классов                                                 

КОГОАУ «Лицей естественных наук»                                                                

  Формирование познавательного интереса — одна из актуальных проблем развития личности в условиях современного образования. Необходимость готовить к творчеству каждого растущего человека не нуждается в доказательствах. Интересы младших школьников характеризуются сильно выраженным эмоциональным отношением к тому, что  эффективно раскрыто в содержании знаний. М.И.Оморокова в своих работах отмечает, что творчество - это создание объективно или субъективно нового. Через субъектную новизну, создаваемую и переживаемую ребенком, он усваивает общественный опыт предшествующих поколений. Но чтобы учащиеся успешно овладевали этим опытом, важно  включать их в активную и осознанную деятельность на уроке. Учителю  важно не потерять свежесть и остроту восприятия учеников,  поддерживать их активность и развивать творческие способности.          

На уроках литературного чтения  я  активно использую творческие задания с использованием как традиционных, так и нетрадиционных приемов. Под традиционными приемами понимаются такие виды творческих работ, которые разработаны в методике обучения чтению в различные исторические периоды, известны большинству учителей и находят применение в их практике. Основными видами традиционных творческих работ являются иллюстрирование, рассказывание, драматизация.  Нетрадиционные виды творческих работ характеризуются следующими признаками:

·        Наличие поисковой ситуации, в результате которой осуществляется перевод известного содержания (текста художественного произведения) в новую форму (раскрашенную схему, выбор цвета для которой надо аргументировать; письмо  и др.)

·        Выполнение заданий, направленных на активную работу воображения (воссоздание в воображении прочитанного, обстановки действия, состояния героя);

·        Создание нового объекта действительности, который позволяет ученику выразить собственное отношение к прочитанному и даёт учителю возможность оценить глубину понимания детьми прочитанного текста.        

  Цель творческих заданий - повышение активности и самостоятельности учащихся,   совершенствование полученных знаний и творческого подхода к решению конкретных вопросов, развитие речи. Часто они носят вариативный характер, предоставляя учащимся возможность выбрать задание по силам. Главная задача учителя – пробудить, поддержать интерес детей к рассказыванию на основе услышанных сюжетов, своих версий и интерпретаций текстов. Рассмотрим варианты нетрадиционных приемов творческих заданий.          

  Например, при знакомстве с  рассказом В.Белова «Малька провинилась» творческим группам предлагается, используя лист приложения  с изображением героев рассказов Василия Белова смоделировать обложку книги на выбор к прочитанным рассказам «Верный и Малька», «Малька провинилась» или к своей придуманной истории о Мальке. При демонстрации получившейся обложки  группы составляют связный, полный, развернутый текст-ответ, сообщают название жанра прочитанного произведения и обосновывают свое мнение, опираясь на известные им признаки этого жанра.        

  Возможность попробовать себя в роли художника появляется у учащихся при знакомстве с рассказом В.Осеевой «Почему?». Группы получают две палитры. На одной детям предлагается, используя «Справочные материалы» тетради «Читая-думаю»,1 обозначить их чувства к главному герою в начале рассказа, а на другой - в конце. При этом учащимся предлагается обосновать выбор цвета. Возможный ответ: «На первой палитре чувства к мальчику мы обозначили красным цветом, потому что испытали чувство гнева и стыда за его поступок, а желтым мы передали нашу жалость к нему. На второй палитре мы использовали оранжевый цвет, так как испытали уважение к главному герою, когда он во всем сознался маме. Зеленый цвет говорит о надежде на то, что мальчик больше никогда не будет врать».            Формированию познавательных интересов младших школьников также способствует использование на уроках  приёма составления структурных схем. Например, при знакомстве с рассказом К.Паустовского «Кот ворюга» детям предлагается  вписать в структурную схему слова, обозначающие чувства, которые испытал к людям кот ворюга и кот милиционер.      После заполнения данной схемы учащиеся аргументируют свой ответ: «Когда кот был беспризорником, он испытывал к людям страх, он боялся быть пойманным на краже. Попавшись в ловушку, герой ощущал настороженность, он с опаской поглядывал на мальчишек и не знал, милости от них ждать или гнева. Став домашним кот испытывал чувство благодарности и любви, он уже не боялся людей, а доверял им». После этого учитель просит детей, используя «Справочные материалы» тетради «Читая – думаю»1, обозначить цветом на структурной схеме чувства, которые вызвал у них кот  и  при этом обосновать  свой выбор.                          

Работу с моделями обложек прочитанных произведений можно использовать не только на этапе определения темы и цели урока, но и как прием творческой работы. Например, во время знакомства с рассказом М.Зощенко «Бедный Федя» учитель может предложить школьникам следующее задание: «Рассмотри обложки задания №1. Прочитай пословицы. Используя справку, восстанови пословицу к рассказу М.Зощенко и объясни её смысл. (Справка: к сердцу, человеку.) Подумай, какие  пословицы к произведениям задания №1 можно использовать для определения главной мысли произведения М.Зощенко. Обоснуй свой выбор.  Можешь подобрать свои пословицы к модели обложки рассказа «Бедный Федя», используя сборник пословиц. К.Паустовский   В.Осеева      М.Зощенко   Бедный Федя   Кот-ворюга    Почему?   Говори по делу, живи по совести. Красив тот, кто красиво поступает. Доброму    _________            и чужая болезнь к      ___________. За добро добром платят.                                                                                                  

Вариант ответа: «Я составил пословицу: «Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу». Главная мысль этой пословицы - надо быть добрым и отзывчивым, как Анна Васильевна и откликаться на чужое горе. Для определения главной мысли произведения  «Бедный Федя»  подходит пословица «Красив тот, кто красиво поступает», потому что Анна Васильевна поступила красиво, проявив сострадание и великодушие к одинокому Феде».           Таким образом, выполнение заданий творческого характера содействует развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности мышления, речи, памяти, внимания, воображения, расширению у них познавательных и творческих возможностей, что в свою очередь, приводит к успешному овладению более сложным учебным материалом. Мои ученики, выполняя творческие задания, создают собственные проекты, которые потом успешно защищают на городских, межрегиональных, всероссийских научно- практических конференциях.                                                                                          

 Литература. 1.     Бершанская О.Н., Дегтерёва Г.Д.1 Читая – думаю.1 кл.: тетрадь по литературному чтению.–2-е изд., перераб. и доп. – Киров: ООО «Кировская областная типография», 2010. -76с.: илл. 2.     Бершанская О.Н., Дегтерёва Г.Д., Кузнецова М.В., Читая – думаю.2 кл., ч.1: тетрадь по литературному чтению.–2-е изд., перераб. и доп. – Киров: ООО «Кировская областная типография», 2009. -76 с.: илл. 3.     Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. 4.     Оморокова М.И. Основы обучения чтению младших школьников: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 128 с. Аннотация: В данной статье представлены приёмы проведения творческих заданий с целью формирования познавательных интересов младших школьников на уроках литературного чтения. Автор рассказывает о нетрадиционных приемах проведения творческих заданий, которые через субъектную новизну, созданную и пережитую ребенком, позволяют ему усваивать общественный опыт предшествующих поколений. Ключевые слова: литературное чтение, субъектная новизна, познавательный интерес, развитие речи, сотрудничество, творческая работа,  группы.        

Категория: Мои статьи | Добавил: DegterevaGD (20.01.2012)
Просмотров: 2331 | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Друзья сайта
  • Профессиональное сообщество педагогов Методисты.ру
  • Сеть творческих учителей
  • Nachalka.com - сайт для детей, родителей, учителей начальной школы.

  • Блоги-партнеры
  • Блог Дегтеревой Галины Дмитриевны

  • Дети против ДТП - Блог Высотина Данилы


  • Дороже всего


    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz