Творческие
задания и их роль в формировании познавательных интересов младших школьников на
уроках литературного чтения
Галина Дмитриевна Дегтерёва,
учитель начальных классов
КОГОАУ «Лицей естественных наук»
Формирование
познавательного интереса — одна из актуальных проблем развития личности в
условиях современного образования. Необходимость готовить к творчеству каждого
растущего человека не нуждается в доказательствах. Интересы младших школьников
характеризуются сильно выраженным эмоциональным отношением к тому, что эффективно раскрыто в содержании знаний. М.И.Оморокова
в своих работах отмечает, что творчество - это создание объективно или
субъективно нового. Через субъектную новизну, создаваемую и переживаемую
ребенком, он усваивает общественный опыт предшествующих поколений. Но чтобы
учащиеся успешно овладевали этим опытом, важно
включать их в активную и осознанную деятельность на уроке. Учителю важно не потерять свежесть и остроту
восприятия учеников, поддерживать их активность
и развивать творческие способности.
На уроках литературного чтения
я активно использую творческие
задания с использованием как традиционных, так и нетрадиционных приемов. Под
традиционными приемами понимаются такие виды творческих работ, которые
разработаны в методике обучения чтению в различные исторические периоды,
известны большинству учителей и находят применение в их практике. Основными
видами традиционных творческих работ являются иллюстрирование, рассказывание,
драматизация. Нетрадиционные виды
творческих работ характеризуются следующими признаками: ·
Наличие поисковой ситуации, в результате
которой осуществляется перевод известного содержания (текста художественного
произведения) в новую форму (раскрашенную схему, выбор цвета для которой надо
аргументировать; письмо и др.) ·
Выполнение заданий, направленных на активную
работу воображения (воссоздание в воображении прочитанного, обстановки
действия, состояния героя); ·
Создание нового объекта
действительности, который позволяет ученику выразить собственное отношение к
прочитанному и даёт учителю возможность оценить глубину понимания детьми
прочитанного текста.
Цель творческих заданий
- повышение активности и самостоятельности учащихся, совершенствование полученных знаний и творческого
подхода к решению конкретных вопросов, развитие речи. Часто они носят
вариативный характер, предоставляя учащимся возможность выбрать задание по
силам. Главная задача учителя – пробудить, поддержать интерес детей к
рассказыванию на основе услышанных сюжетов, своих версий и интерпретаций
текстов.
Рассмотрим
варианты нетрадиционных приемов творческих заданий.
Например,
при знакомстве с рассказом В.Белова
«Малька провинилась» творческим группам предлагается, используя лист приложения с изображением героев рассказов Василия Белова
смоделировать обложку книги на выбор к прочитанным рассказам «Верный и Малька»,
«Малька провинилась» или к своей придуманной истории о Мальке. При демонстрации
получившейся обложки группы составляют связный,
полный, развернутый текст-ответ, сообщают название жанра прочитанного
произведения и обосновывают свое мнение, опираясь на известные им признаки
этого жанра.
Возможность попробовать себя в роли
художника появляется у учащихся при знакомстве с рассказом В.Осеевой «Почему?».
Группы получают две палитры. На одной детям предлагается, используя «Справочные
материалы» тетради «Читая-думаю»,1 обозначить их чувства к главному герою
в начале рассказа, а на другой - в конце. При этом учащимся предлагается обосновать
выбор цвета. Возможный ответ: «На первой палитре чувства
к мальчику мы обозначили красным цветом, потому что испытали чувство гнева и
стыда за его поступок, а желтым мы передали нашу жалость к нему. На второй
палитре мы использовали оранжевый цвет, так как испытали уважение к главному
герою, когда он во всем сознался маме. Зеленый цвет говорит о надежде на то,
что мальчик больше никогда не будет врать».
Формированию познавательных интересов
младших школьников также способствует использование на уроках приёма составления структурных схем. Например,
при знакомстве с рассказом К.Паустовского «Кот ворюга» детям предлагается вписать в структурную схему слова,
обозначающие чувства, которые испытал к людям кот ворюга и кот милиционер.
После
заполнения данной схемы учащиеся аргументируют свой ответ: «Когда кот был
беспризорником, он испытывал к людям страх, он боялся быть пойманным на краже. Попавшись
в ловушку, герой ощущал настороженность, он с опаской поглядывал на мальчишек и
не знал, милости от них ждать или гнева. Став домашним кот испытывал чувство благодарности
и любви, он уже не боялся людей, а доверял им». После этого учитель просит
детей, используя «Справочные материалы» тетради «Читая – думаю»1,
обозначить цветом на структурной схеме чувства, которые вызвал у них кот и при
этом обосновать свой выбор.
Работу с моделями обложек
прочитанных произведений можно использовать не только на этапе определения темы
и цели урока, но и как прием творческой работы. Например, во время знакомства с
рассказом М.Зощенко «Бедный Федя» учитель может предложить школьникам следующее
задание:
«Рассмотри
обложки задания №1. Прочитай пословицы. Используя справку, восстанови пословицу
к рассказу М.Зощенко и объясни её смысл. (Справка: к сердцу, человеку.) Подумай,
какие пословицы к произведениям задания
№1 можно использовать для определения главной мысли произведения М.Зощенко. Обоснуй
свой выбор.
Можешь подобрать свои пословицы к модели
обложки рассказа «Бедный Федя», используя сборник пословиц.
К.Паустовский
В.Осеева
М.Зощенко
Бедный Федя
Кот-ворюга
Почему?
Говори по делу, живи по совести.
Красив тот,
кто красиво поступает.
Доброму _________
и чужая болезнь к
___________.
За добро добром
платят.
Вариант ответа:
«Я составил пословицу: «Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу». Главная
мысль этой пословицы - надо быть добрым и отзывчивым, как Анна Васильевна и
откликаться на чужое горе. Для определения главной мысли произведения «Бедный Федя»
подходит пословица «Красив тот, кто красиво поступает», потому что Анна
Васильевна поступила красиво, проявив сострадание и великодушие к одинокому
Феде».
Таким образом, выполнение заданий творческого характера содействует
развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности мышления, речи,
памяти, внимания, воображения, расширению у них познавательных и творческих
возможностей, что в свою очередь, приводит к успешному овладению более сложным
учебным материалом. Мои ученики, выполняя творческие задания, создают собственные
проекты, которые потом успешно защищают на городских, межрегиональных,
всероссийских научно- практических конференциях.
Литература.
1.
Бершанская О.Н., Дегтерёва Г.Д.1 Читая – думаю.1 кл.:
тетрадь по литературному чтению.–2-е изд., перераб. и доп. – Киров: ООО
«Кировская областная типография», 2010. -76с.: илл.
2.
Бершанская О.Н., Дегтерёва Г.Д.,
Кузнецова М.В., Читая – думаю.2 кл., ч.1: тетрадь по литературному чтению.–2-е
изд., перераб. и доп. – Киров: ООО «Кировская областная типография», 2009. -76
с.: илл.
3.
Щукина Г.И. Педагогические проблемы
формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988.
4.
Оморокова М.И. Основы обучения чтению
младших школьников: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. – М.:
Вентана-Граф, 2005. – 128 с.
Аннотация:
В данной статье представлены приёмы проведения творческих заданий с целью
формирования познавательных интересов младших школьников на уроках
литературного чтения. Автор рассказывает о нетрадиционных приемах проведения
творческих заданий, которые через субъектную новизну, созданную и пережитую
ребенком, позволяют ему усваивать общественный опыт предшествующих поколений.
Ключевые слова:
литературное чтение, субъектная новизна, познавательный интерес, развитие речи,
сотрудничество, творческая работа,
группы.
|